Лётчик Мамкин, кавалер ордена Красного Знамени (посмертный)

Лётчик Мамкин, кавалер ордена Красного Знамени (посмертный)

События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь.

Где её взять? У детей. (Такая практика была у нацистов нормой — в захваченной ими Белоруссии работала целая «Фабрика крови», только там донорами были в основном девочки, фашистскими изуверами практиковался полный забор крови, то есть донор требовался только один раз… Но об этом мы расскажем отдельно, в следующий раз, — прим. ред.)

Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы.

Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры?

Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать. Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович Форинко предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. И опять-таки железная бессердечная логика сработала.

Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте.

И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева.

Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали, боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды – завернули в платки и одеяла. Даже трёхлетние малыши понимали смертельную опасность – и молчали…

На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики. В роковую ночь они, зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов.

Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться. За время пути колонна садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все.

Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее. Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы.

Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем.

Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы.

К моменту событий, о которых идёт речь, Александр Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции (она называлась «Звёздочка») не первым, а девятым. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан.

Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться.

И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать.

И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда.

Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить:

«Дети живы?»

И услышал голос мальчика Володи Шишкова:

«Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…»

И Александр Петрович Мамкин потерял сознание. Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости?

Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание? Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области.

С того дня все боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом, первый тост выпивали:

«За Сашу!»

За Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе. За Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. За Сашу, который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.

Биографическая справка:

Александр Петрович Мамкин, гвардии лейтенант. Родился в 1916 г. в селе Крестьянское Воронежской обл. С 1931 г. работал в колхозе, в 1934 поступил в Орловский финансово-экономический техникум. В 1936 в составе 9-го набора поступил в Балашовскую школу ГВФ. В 1938 стал кандидатом в члены ВКП(б). После школы работал в Таджикском управлении ГВФ.

С 1942 года в составе 105 гв. ОАП ГВФ совершил не менее 70 ночных вылетов в немецкий тыл к партизанам на самолёте Р-5.

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 посадил горящий самолёт с эвакуированными из немецкого тыла (10 детей, 3 взрослых) на своей территории; умер от ожогов 17 апреля. Награждён орденом Красного Знамени (посм.), орденом Отечественной войны I ст., медалью «Партизану Отечественной войны» I ст. Похоронен в г. Велиж Смоленской обл.источник

Награды Александра Петровича Мамкина:

К ордену « Отечественной войны 1 степени» был представлен 22 августа 1943 года. В ходатайстве, в разделе «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуги» имеется следующая запись:

«За время Отечественной войны совершил 74 боевых вылетов из них 15 вылетов ночью с посадкой у партизан и 22 вылета ночью на сброс с посадкой на своей территории. Доставил партизанам 3240 кгр. Боеприпасов, 16 человек в/сл., и вывез 24 человека раненых партизан. Часто подвергался обстрелу со стороны вражеской зенитной артиллерии, летая в сложных метеорологических условиях, всегда выполняет отлично боевые задания, проявляя при этом мужество и отвагу. 26 июля 1943 года выполняя боевое задание штаба Партизанского движения Калининского фронта по переброске к партизанам в район Селявщина радистов с рацией и боеприпасов. Попал в сложную метеорологическую обстановку, сплошной туман, низкая облачность. Отлично владея техникой пилотирования, ведя самолет по приборам, точно над целью пробил облачность и мастерски совершил посадку на партизанской площадке выполнив боевое задание в срок и без происшествий. За время работы на фронте не имеет ни одного происшествия. За проявленное мужество и отвагу при выполнении боевых заданий Командования ходатайствую о награждении тов. Мамкина орденом «Отечественной войны 1 степени» Командир 1 АЭ 2- го ОТД. Авиаполка ГВФ майор Федотов».

К Ордену «Красного Знамени» Мамкин А.П. был представлен Об этом также свидетельствует запись в наградном листе:

«В феврале, марте месяце 1944 года, выполняя по 3-4 боевых вылета в ночь с посадкой у партизан, выполняя все задания отлично, за что приказом Войскам 1 ПБФ объявлена благодарность. За отличное выполнение боевых заданий командование по связи с партизанскими бригадами в тылу противника, за личное мужество и отвагу проявленные при выполнении этих заданий Мамкин А. П. — достоин награждения орденом Красного Знамени».

Приказом войскам, Первого Прибалтийского фронта № 000 от … года Мамкин А.П. награжден Орденом Красного Знамени.

Основание: ЦАМОРФ, ф 33 оп. д 4022, №16.

«В копии письма начальника Штаба 105 ОГАП ГВФ начальнику отдела кадров ГУ ГВФ от значится гвардии лейтенант Александр Петрович Мамкин, представленный к званию Героя Советского Союза (посмертно)».

В архивной справке Министерства Обороны Российской Федерации полученной из города Подольска от 01.01.01 года за № 11/72804 имеется следующая запись:

«Совет ветеранов 105 гв. отдельного авиаполка вышли с ходатайством о присвоении звания Герой Советского Союза Мамкину А. П. посмертно. Ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза отклонен, в 63 г.».

Из воспоминаний однополчанина Е. М. Ширшова

В статье «Мгновение подвига», напечатано воспоминание о подвиге Александра Петровича Мамкина его однополчанина, парторга эскадрильи Е. М. Ширшова, который принимал личное участие в выполнении боевых заданий. В ходе одного получил тяжелое ранение, в результате которого ему была ампутирована рука. Из воспоминаний Е.М. Ширшова стало известно:

«В годы учебы в финансово — экономическом техникуме ГК ВЛКСМ внес в жизнь комсомольца Мамкина свои коррективы. В соответствии с постановлением ЦК ВЛКСМ А. П. Мамкин был отобран в группу лучших комсомольцев города и направлен для обучения в летную школу».

Так в 1936 году с путевкой комсомола переступил порог школы пилотов Александр Петрович Мамкин и стал одним из ее лучших курсантов. Этому подтверждение воспоминания однополчанина. Вновь читаю в статье:

«Здесь в летной школе мне и довелось впервые встретиться с А. П. Мамкиным. Это был двадцатилетний деревенский парень, среднего роста, широкоплеч, казалось, что сложен он из каких-то сверхпрочных кирпичей.

Учебные дела шли успешно. Являясь отличником учебы, он справедливо служил примером для своих товарищей. Особенно ему легко давались технические предметы. Бывало, на уроках самоподготовки он так увлекался, что невольно становился консультантом по техническим дисциплинам. Вокруг него всегда толпились курсанты учебной группы. Не считаясь со временем, он всегда помогал тем, кто отставал, брал их на буксир и выводил в число успевающих по техническим предметам. Про него так и говорили: у нашего Мамкина всегда душа на распашку.

Был щедрым человеком в большом и малом – во всей своей жизни».

Из воспоминаний также узнали, что:

«Самым знаменательным событием в моей жизни, — как об этом говорил Мамкин, — был день, когда мне секретарь городского комитета партии вручил кандидатскую карточку за № 000..»

Это тоже свидетельство отличной учебы, общественной деятельности. В то время немногие из курсантов, удостаивались такой высокой чести и доверия партийного коллектива. Доверие нужно было еще завоевывать отличной учебой, ударным трудом, активным участием в общественной жизни школы, высокой дисциплиной. Словом, нужно было быть примером во всем.

«Требования были высокими и не все из нас в ту пору могли достичь их вершин» — написал однополчанин.

Также из воспоминаний Е. М. Ширшова стало известно, что Александр Петрович не искал в жизни легких путей. Несмотря на то, что ему, как отличнику предоставлялось право широкого выбора места работы. Вновь возвращаюсь к воспоминаниям однополчанина:

«В выпускной аттестации летной школы отмечалось, что курсант Мамкин Александр Петрович Родине предан. Может служить образцом примера. Морально устойчив, бдителен. Работает над повышением своих политических знаний. Словом и личным примером нацеливает товарищей на решение стоящих задач. В общественной жизни активен, пользуется деловым авторитетом. Является застрельщиком проведения теоретических конференций. По характеру решителен, инициативен. Учится отлично. Может быть инструктором».

В этом сохранившемся до наших дней, предельно сжатом документе дана деловая и политическая характеристика Александра Петровича. Нет более высокой оценки для учлета, чем «может быть инструктором». Это была высшая оценка выпускника летной школы. Александр Петрович не воспользовался правом выбора места работы.

На вопрос комиссии по распределению летного состава, куда он просит направить его на работу, Мамкин, не задумываясь, ответил:

«Направьте туда, где я нужен».

Так после окончания летной школы в 1939 году он назначается работать в Таджикское управление Гражданского Воздушного Флота. Мне кажется, что именно комсомольская путевка сделала поворот в его жизни, стала тем событием, которое круто повернуло жизнь, став как бы главной точкой отсчета его жизни.

После успешного окончания летной школы Александр Петрович три года летал в Таджикском, а затем в Узбекском управлениях гражданского воздушного флота. Несмотря на сложные условия полетов в республиках средней Азии, он быстро освоился, вошел в строй пилотов. Уже в первый год работы он заслужил положительный отзыв. За неполные три года работы он сумел налетать 1700 часов без летных нарушений и перевести свыше двухсот тонн почты и грузов. За этим стоял большой упорный труд. Александр Петрович вышел победителем соревнования. Его труд был оценен как ударный, а фотография помещена на стенде передовиков соревнования летного подразделения.

«Это было первое признание его небольшого вклада в выполнение предвоенной пятилетки» — читаю в воспоминаниях однополчанина.

Из воспоминаний однополчанина Георгия Ивановича Синиченкина

Из воспоминаний ветерана 105 –го авиаполка Георгия Ивановича Синиченкина узнали, что в первые годы войны Александр Петрович Мамкин был на фронте в составе 120-го отдельного Гвардейского ордена Александра Невского Инстенбургского авиаполка Г. В.Ф. на летной работе, а Георгий Иванович на технической. Впоследствии А. П.Мамкин и другие его товарищи были переведены на службу в 105 отдельный Гвардейский ордена Александра Невского Паневежский авиаполк Г. В.Ф., входивший в состав 3-й Воздушной Армии.

Однополчанин написал:

«Как в капле воды отражается солнце, так и в подвиге пилота Мамкина отразилась боевая работа нашего авиаполка. Летчик – коммунист Александр Петрович Мамкин совершил семьдесят ночных вылетов в тыл противника, к партизанам. Он доставил народным мстителям двадцать тысяч килограммов боеприпасов и вывез на «Большую землю» двести восемьдесят тяжело раненных партизан».

Он переживает каждую новость с фронта, болит душа у него за будущее страны. Невольно, вновь вспоминаются его слова «Тревожные сводки с фронта жгли мое сердце».

Из архивной справке Министерства Обороны Российской Федерации № 1.2.23-97ГА:

В донесении командира первого транспортно-бомбардировочной авиаэскадрильи 105 ОГАП ГВФ командиру о боевой работе за апрель 1944 г. в разделе «Боевая работа летного состава» указано:

«гв. лейтенант Мамкин А. П. – отличный летчик, скромный товарищ. Совершил более 70 боевых вылетов с посадкой у партизан.»

«11 апреля ночью на самолете Р-5, возвращаясь на базу с партизанской площадки Вечелье, не долетая линии фронта был подбит зенитным огнем. Самолет загорелся в воздухе на большой высоте. Лицо, руки и ноги Мамкина жгло пламя, охватившее его одежду. На борту самолета был парашют, которым мог воспользоваться, но он не допустил этой мысли, в самолете находились 13 советских людей, которых он взялся вывезти из тыла врага – 2 раненых партизана вез лечиться, а женщину с 10 маленькими ребятами, освобожденных партизанами от верной смерти в немецком рабстве, нужно было доставить на родную землю невредимыми. Под вражеским огнем на горящем самолете, обгорая сам, он долетел до своей территории, снизился и произвел посадку».

Воспоминания воспитательницы детского дома Валентины Степановны Латко.

План операции по спасению около двухсот детей и взрослых из детского дома был детально разработан в штабе Полоцко – Лепельского партизанского соединения. Операция получила название «Звездочка».

Операцию по спасению детей поручили отрядам имени Щорса и Чапаева партизанской бригады имени Чапаева. Операция проводилась в несколько этапов. Вначале детей предстояло переправить в партизанскую деревню, а затем на Большую землю. Эвакуировать нужно было срочно, так как немцы к осени 1943 года стали проявлять особый интерес к Полоцкому детскому дому.

Комендант города Демель интересовался количеством воспитанников, их возрастом, здоровьем, национальностью. Партизанская разведка узнала, что детей планируют использовать донорами для раненных немецких солдат и офицеров. В детском доме было много малышей. Нести их пришлось на руках.

По договоренности с Москвой в день эвакуации над Бельчицами несколько раз пролетали советские самолеты, отвлекая немецкий гарнизон. Операция была проведена под покровом темноты и прошла успешно. Детей привезли в партизанскую деревню Емельянники. Немного подкормили и перевезли в деревню Ушачу, а потом самолетами на Большую землю.

Доставить детей на Большую землю было поручено опытным летчикам Дмитрию Кузнецову и уроженцу хутора Крестьянский Репьевского района Мамкину Александру Петровичу.

За их «головы» гитлеровское командование обещало большое вознаграждение в размере 50 тысяч марок, поместье с большим наделом земли и крестьянами, а также боевой орден – «железный крест».

Валентина Степановна вспоминает, что прежде чем совершить полет Александр Петрович Мамкин пришел познакомиться с детьми, подбодрить. Обращаясь к Валентине Степановне, сказал:

«Не беспокойтесь, все будет хорошо. Я вас благополучно доставлю на Большую землю. Прекрасно понимаю, что везу детей. Сам рос сиротой. Обещаю вам сделать все возможное, чтобы детей доставить на место невредимыми».

Александр Петрович обучил старшего мальчика Володю Шишкова как открывать люки, производить высадку пассажиров. Затем поместил Володю в задней кабине, а Валентину Степановну и девять детей в фюзеляже, двух раненых партизан – в кассетах, похожих на торпедные аппараты. Володя Шишков, сидевший в задней кабине потом рассказал о том, что было в воздухе. Неожиданно впереди вспыхнуло пламя, и оборвало шум мотора. Видимо, снаряд перебил бензопровод, и двигатель начал гореть. Пламя все ближе к кабине. Огонь и едкий дым мешают ориентироваться.

Александр Петрович так же был еще и ранен в руку, Одежда на пилоте горит. Нечеловеческие усилия нужно было сделать, чтоб посадить самолет. Тишина и огонь. Это то, что увидела Валентина Степановна, когда вылезла из люка, который открыл Володя Шишков. Он сказал, что Александр Петрович Мамкин теряя сознание, успел крикнуть:

«Бегите от самолета!»

«Ох, как пригодилось то, чему учил ребят на тренировках перед полетом пилот Мамкин. Быстро высадили малышей и побежали к темнеющему лесу. Только добежали до леса, самолет взорвался».

Когда нашли Александра Петровича Мамкина, он был без сознания, на нем еще в некоторых местах горела одежда. Он был отправлен в госпиталь.

Пять суток полк жил надеждой на жизнь товарища. В те апрельские дни политотдел полка организовал ежедневный выпуск специального бюллетеня. Бюллетень размножался и в тот же день доставлялся во все эскадрильи полка. Из него личный состав узнавал о состоянии здоровья А.П. Мамкина, о спасенных им детях, о раненых партизанах, о силе человеческого духа и о значении подвига героя. В одном из бюллетеней говорилось: «Напрягая все силы, превозмогая мучительную боль от тяжелых ран и ожогов, товарищ А. П. Мамкин уверенно вел горящий самолет и сумел его посадить».

В те скорбные дни командир писал:

«Героический поступок Александра Мамкина учит летный состав полка высокому мужеству, преданности Родине».

Эти строки читаем в воспоминаниях однополчан. Спасти летчика не удалось. Его похоронили в селе Чухинино.

В 50 х прах летчика перенесли в город Вележ, Смоленской области. Перезахоронили на мемориальном воинском кладбище на Ледова горе в братской могиле воинов Советской Армии, павших смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. На озере Болныря, на месте где произвел посадку самолет Александра Петровича Мамкина скромный монумент на нем выведено.

«Товарищ, помни! Здесь 12 апреля 1944 года в 03 ч. Летчик 105-го гвардейского авиаполка Александр Петрович Мамкин совершил подвиг. Погибая сам, спас 13 человек детей и партизан. Вечная слава Герою»

Воспоминания детей, участников «Огненного рейса»

В газете «Комсомольская правда» нашли воспоминания участников «Огненного рейса». В статье «Слово – спасенным» читаем следующие строки.

Я та самая воспитательница, что летела вместе с детьми на самолете Александра Мамкина.

Образ и подвиг Саши сохранятся навек не только в моем сердце. Его образ, будет жить всегда в сердце моего сына Анатолия, который летел вместе со мной. Сейчас он уже имеет свою семью и часто рассказывает сыну о своем спасителе.

Да, этот человек пожертвовал всем для спасения нас. В тот момент, когда загорелся самолет, он мог спрыгнуть с парашютом. Но довел самолет, горевший, как факел, до Большой земли.

О его подвиге я рассказываю своим школьникам. Стараюсь, чтобы они были такими же скромными, честными, чуткими к людям, каким был Саша Мамкин – настоящий герой войны.

В. Гировка. Деревня Ореховко, Витебской области:

Я, участник этого полета, один из раненых, находился под левым крылом самолета, который вел Саша Мамкин. Я был тяжело ранен и поэтому не помню лица этого отважного человека. Нов сердце моем неугасимая память и неоплатная благодарность герою.

Форин, слесарь – ремонтник Минского завода тракторных запчастей:

Александр Мамкин. Как жаль, что я едва помню человека, которому обязан жизнью. Мне было тогда пять лет.

Помню снег, самолет, страшный треск и удар о землю, озаренные пламенем кусты. Потом землянка. И обгоревший человек. Бредит, рвется куда – то. Я не понимал, что он умирает, совершив прекрасный подвиг. Много позже я узнал, что русский летчик Александр Мамкин геройски погиб, спасая жизнь белорусским ребятам — детдомовцам, у которых гитлеровцы собирались выкачать в буквальном смысле слова кровь для своих солдат.

А теперь немного о тех, кто так же как я, живет потому, что жил на свете мужественный человек Александр Мамкин. Обе мои сестры получили педагогическое образование и преподают в школе. Другие участники «огненного рейса»? Думаю, отзовутся и они, потому что нам бесконечно дорога память об Александре Мамкине – человеке, который всегда будет жить в наших сердцах.

Чем больше мы узнавали о летчике – герое, тем сильнее, было обидно за слова «какой же он герой». Да нужно было просто добавить «Он верный сын своей Отчизны».

А на днях пришло письмо от ветерана Великой Отечественной войны гвардии подполковника Авакумова Анатолия Ивановича. Он прислал тетради с копиями писем от детей летевших на самолете Александра Петровича Мамкина.

Дети писали своей воспитательнице летевшей с ними Валентине Степановне Латко. Во всех письмах дети благодарят Александра Петровича. Хочется привести строки из письма Владимира Шишкова, мальчика, которого учил летчик, как действовать на случай непредвиденных ситуаций. Именно это и помогло спастись малышам.

«Я летел в этом самолете Александра Петровича Мамкина. Я, Валентина Степановна, сидел за спиной летчика, один единственный открытый, то есть Александр Петрович и я. Он погиб и даже пришел в сознание, это я знаю. Но он настоящий герой, я это все видел, я видел его мужество, силу воли, его энергичность и все, только для того, чтобы посадить самолет на землю и спасти нас. Я видел, как его ранило, как он был объят пламенем, но он сделал все, чтобы мы были живы, хотя у него был парашют. Да, все стирается с памяти понемногу, кроме полета, я думаю Вы, ваш сын и все, кто летел и сейчас жив не забудут до смерти. И вот, Валентина Степановна, я думаю, что наш дорогой Александр Петрович действительно заслуживает звания Герой Советского Союза. Я думаю, что нам надо этому способствовать, ведь мы о нем и его полете рассказать можем очень многое. Вы были взрослые в том полете, а я старший из детей, и был не закрыт один я, Мамкин сам о себе не расскажет. Нам надо рассказать».

Это письмо Владимир писал уже взрослым, имея детей. Оно написано 31 марта 1965 года. Страна встречала 20-ый победный май. 20 лет срок не малый. Сколько любви мы видим в этих строках, а сколько боли? Много лет прошло с того «Огненного рейса», а спасенные дети передают глубокую любовь и чувство благодарности своим детям, внукам. Это дорогого стоит.

А.Чазыбук

black

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Read also x